История возникновения и развития бани (сауны).
18 Октября 2014
История бани своими корнями уходит в глубокую древность. Так, египтяне уже около 6 тыс. лет тому назад придавали огромное значение чистоте тела и повсеместно пользовались банями. Египетские жрецы....
История бани своими корнями уходит в глубокую древность. Так, египтяне уже около 6 тыс. лет тому назад придавали огромное значение чистоте тела и повсеместно пользовались банями. Египетские жрецы в течение суток обмывались четыре раза: два раза днем и два раза ночью. Поскольку всюду имелись прекрасно устроенные бани, доступные каждому. Приверженность к бане и массажу, умеренность в еде позволяли египтянам поддерживать стройность фигуры и помогали успешно бороться с преждевременной старостью. Египетские врачи того времени считались лучшими в мире, а их искусство в лечении разных болезней почти не обходилось без водных процедур, то есть без бани.
За 1,5 тыс. лет до нашей эры баня широко использовалась с гигиенической и лечебной целью в Индии.
В Древней Греции бани появились сначала у спартанцев. Представляли они собой круглое помещение с каменным открытым очагом в центре.
Особой любовью и популярностью пользовалась баня у древних римлян. Здесь буквально существовал культ бани. Даже здороваясь при встрече, римляне вместо приветствия спрашивали: "Как потеешь?". Римляне просто не представляли себе жизни без бани. "Баня, любовь и радость до старости мы вместе", - такая надпись сохранилась до наших дней на стене одной древней постройки. В бане римляне не только мылись, но вели беседы, рисовали, читали стихи, пели, устраивали пиршества. При банях имелись комнаты для массажа, площадки для физических упражнений и спортивных состязаний, библиотеки. Богатые римляне посещали баню два раза в день. Как частные, так и общественные римские бани (термы) отличались исключительной роскошью - драгоценный мрамор бассейнов, серебро и золото рукомойников. К концу I в. до н.э. в Риме было построено 150 общественных бань. В Древнем Риме бани ценили и как средство от многих болезней. В частности, выдающегося римского врача Асклепиада (128 - 56 годы до н. э.) за его приверженность к банному водолечению даже прозвали "купальщиком". Асклепиад считал, что для излечения больного необходимы чистота тела, умеренная гимнастика, потение в бане, массаж, диета и прогулки на свежем воздухе. Самое главное, утверждал Асклепиад завладеть вниманием больного, разрушить его хандру, восстановить здоровые представления и оптимистическое отношение к жизни. Именно баня как раз и создавала подобные ощущения у больного. Любопытно отметить, что помещения для потения разогревались так же, как в современных русских банях и финских саунах: в углу печь-жаровня, на бронзовой решетке камни над раскаленными углями. Имелись также помещения с сухим и влажным паром.
На Руси парная баня (мыльня, мовня, мовь, влазня) была известна у славян уже в V - VI вв. Ею пользовались все: и князья, и знатные люди, и простой народ. Помимо своего чисто функционального назначения, баня играла большую роль в различных обрядах. Например, баня считалась необходимой накануне венчания и на другой день свадьбы, причем посещение бани сопровождалось особым церемониалом. О русских банях писали многие иностранные путешественники. Олеарий (немецкий ученый 1603 - 1671 гг.) совершивший путешествие в Московию и Персию в 1633 - 1639 гг., писал, что русские крепко держатся обычая мыться в бане, а потому-то во всех городах и селениях у них множество общественных и частных бань. Олеарий, кстати, упоминает, что русские пришли к заключению, что Лжедмитрий - чужестранец потому, что он не любил бани. Олеарий сообщает, что русские могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогут до того, что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голыми на улицу, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из бани во двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню. Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 г. предписывал "мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором". Домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями и по ним не работали даже присутственные места. Обыкновенно в домашних банях мылись целые семьи, мужчины и женщины парились вместе. Впрочем, и в общественных ("торговых") банях люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе, правда, женщины на одной стороне, мужчины - на другой. И только в 1743 г. сенатским указом было запрещено в "торговых" банях мыться мужчинам вместе с женщинами и "мужескому полу" старше 7 лет входить в женскую баню, а "женскому полу" того же возраста - соответственно в мужскую. Устройство бань не претерпевало никаких принципиальных изменений в течение долгого времени, осталось оно таковым и по сей день. Изменилось лишь конструктивное воплощение. Бани представляли собой деревянную избушку, срубленную из цельных бревен. Баньки старались ставить около водоемов, чтобы не испытывать трудностей с водой. Внутреннее устройство бани таково: примерно треть всего помещения занимала печь-каменка. В ее топке разжигается огонь, который нагревает положенные сверху камни, а также отапливает помещение бани. Когда камни раскалятся, огонь гасят, трубу закрывают заслонкой и парятся, поливая камни водой, чтобы образовывался пар. Парятся, взбираясь на полки, которые представляют собой нечто вроде лестницы с четырьмя-пятью широкими ступеньками. Чем выше забирается человек, тем жарче и "ядренее" пар. На верхней полке, почти под потолком, рискуют париться только самые выносливые и крепкие парильщики, которым нипочем стоградусная жара. Баня "по-белому" от бани "по-чёрному" отличается только тем, что над каменкой выводится кирпичный свод с трубой, проходящий сквозь потолок и крышу. Для выхода жара из каменки в помещение бани в своде устраивают дверку, которую закрывают во время топки. Баня "по-чёрному" имеет много поклонников (редактор этого сайта - в их числе). Топить её надо меньше и в ней больше приятных запахов от древесины стен, потолка и лавок - они нагреваются сильнее, чем в бане "по-белому", в которой жарко становится лишь тогда, когда на камни плескают воду.